Таллинский пастырь
Протоиерей Валерий Поведский

Автобиография

протоиерея Валерия Владимировича Поведского,

составленная 10 июля 1968 года

(с прибавлениями и пояснениями)

 

Родился в семье священника с. Збоево, Ржевского уезда Тверской губ. в 1901 г. 16/Х (ст. ст.). Учился в местной начальной школе и затем гимназии, дойдя до 7-го класса включительно, и затем, после преобразования ее, окончил ее как школу 2-й ступени в 1918/19 учебном году.

Работал летом 1918 и 1919 гг., исполняя все сельско-хозяйственные работы в хозяйстве отца. С осени 1919 г. служил конторщиком Раевской разработки лесов Железкома М.В.Р. ж.д. до 1920 г. В конце лета держал экзамен в Высшее Московское Техническое Училище (им. Баумана).

С 1920 г. учился в МВТУ в Москве, одновременно работая в студенческой артели грузчиком и эл. монтером.

В это время Валерий Поведский ходит в христианский кружок Владимира Амбарцумова (входивший в РСХД), начинает посещать храм Святителя Николая на Маросейке.

Уволенный из МВТУ в 1924/25 уч. году, продолжая работу в студенческой артели, окончил экстерном эл.-мех. техникум «Комсомолец» в г. Егорьевске под Москвой.

«Читаю Ин. гл. 16. Я ее читал в день ареста в 24-м году» (из письма м. Надежде 6 декабря 71 г.).

«Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет… Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».

По окончании техникума в 1926 году работал 1 год и 7 месяцев на заводе «Красная Пресня» в Москве копировщиком-чертежником. С 1927/28 по 1928/29 учебный год снова учился в МВТУ и проходил летнюю практику на паровозо- и локомотивостроительном заводе в г. Людинове (под Брянском) и на «Трехгорке» в Москве.

Уволенный с 4-го курса МВТУ с 1929 года, работал на машиностроительном заводе №3 (Пресненский механический) треста «Текмаш» сначала конструктором по приспособлениям и инструменту, а затем старшим конструктором по той же специальности.

В 1930 г. о. Сергий Мечев, будучи в ссылке в Вологодской области, обручает Валерия Поведского и Надежду Зубкову.

«24 апреля 1931 года повенчан с Надеждой Георгиевной Зубковой» (Анкета 1945г.).

Был переведен в самый трест и работал там старшим конструктором по приспособлениям при всех последующих реорганизациях и переименованиях треста до 1933 года.

В 1933 году был командирован в Орел на завод №9 того же объединения…

Из письма Валерии: «В Орел семья Поведских переехала не добровольно, а были высланы из Москвы. Я помню, как о. Валерий в Орле, придя с работы зимой, возил целый «поезд» санок с детьми, мне было тогда 4-5 лет. Отец о. Валерия иерей Владимир был в тюрьме и вернулся очень пострадавшим».

О мученическом пути протоиерея Владимира Поведского сохранились лишь скудные сведения из списка посмертно реабилитированных клириков: «ПОВЕДСКИЙ Владимир Александрович. Род. 1876, д. Леонтьево Вышневолоцкого уезда (р-на) Тверской губернии (Калининской обл.), в прошлом – священник, беспартийный, счетовод хлопчатобумажного комбината, прож.: г. Вышний Волочёк Калининской обл., Комсомольский пер., 3. Арест 13.02.1938. Приговорён «тройкой» УНКВД по Калининской обл. 25.03.1938, обв.: АСА (антисоветская агитация). Расстрелян 28.03.1938. И коротенькая приписка: «пострадал за веру».

…где и работал по своей специальности…

«Рукоположен во диакона и священника в 1938 г. С 1938 по 1942 г. не имел назначения ни в какой храм» (Анкета 1945г.).

«В 1938 году епископом Мануилом (Лемешевским) тайно, где-то в лесной глуши под Калинином, Валерий Поведский был рукоположен во диакона, а на следующий день – во священника» (Из некролога 1973).

Рукоположение состоялось 29 (16) августа 1938 г.: «Когда его посвящали, то назначили срок на второй день Успеньева дня. И сообщено ему было так, что если он к этому дню не приедет, то посвящение не состоится – это он так на проповеди говорил» (из воспоминаний инокини Сергии).

В то же время и в тех же местах (в Калинине) живет вернувшийся из ссылки о. Сергий Мечев. Также нельзя не отметить, что сам о. Валерий родился и до 1920 г. жил там же, в Тверской губ.).

Из книги «Отец Арсений». Воспоминания Владимира Быкова: «В 1920-30-е гг. о. Сергием Мечевым обсуждался вопрос о посвящении в тайные иереи девяти братьев общины епископом Афанасием (Сахаровым). Трое братьев были уже посвящены: Федор Семененко (он был маросеевским и подкопаевским), Герман и Георгий. Но владыка Афанасий оказался вновь в заключении в лагере, и о. Сергий с сожалением сказал: «Не успели мы, а вот иеромонаху Арсению Владыка посвятил десять братьев во иереи. Сейчас договариваемся с епископом Мануилом (Лемешевским), он готов произвести посвящение братьев нашей общины». Из девяти епископ Мануил посвятил пять: Романа, Бориса, Петра, Константина, пятого имя не помню. (В деле митр. Мануила (Лемешевского) упоминаются имена четырех поставленных им священников: Романа, Бориса, Константина, Валерия – прим. ред. книги «Отец Арсений» прот. Владимира Воробьева) Но через некоторое время все посвященные им были вызваны на Лубянку, трое получили «сроки», двое отрицали посвящение, подверглись тяжелому физическому воздействию и были отпущены, но находились под постоянным наблюдением. (…)

Все, о чем я пишу сейчас, я узнал только в пятидесятые годы, ибо даже посвящаемые не знали, кто из других братьев должен был стать или стал священником. Время было страшное, и тайно посвященные иереи совершали домашние литургии у ограниченного круга лиц, которым запрещалось сообщать об именах священников и совершенных службах. Вот так мы жили в те годы». Из книги: «Отец Арсений». М., 2000, с. 731-732.

…до последнего часа работы завода и его поджога перед захватом Орла немцами 3/Х 1941г.

Бежал с семьей по направлению отступления наших войск, но неуспешно, и в 20 км. от Орла оказался на оккупированной немцами территории.

Записка без даты: «4-го окт. отсиживались при бомбежке соседнего с деревней нашею аэродрома и самой деревни. 5-го началась перестрелка вдоль Моск. Шоссе, мы оказались между расположениями наших и немецких войск.

Оказавшись между расположениями наших и немецких войск, я стал отходить с семьей во время боя в направлении наших войск, забирая вправо от Моск. Шоссе, вдоль которого шел бой, по полям, оврагам и Ливенскому шоссе. Прошел около 12 км. и там, в селении «хутор Степь», утомленный, ночевал и уже больше не смог двигаться, не имея сил и средств дальше тащить детей, а главное – потеряв ориентацию относительно расположения тех и других войск».

 

С о. Валерием были тогда м. Надежда и все пятеро их детей – Любовь (9 лет), Татьяна (7 лет), Николай (4 года), Серафим (2 года) и Екатерина (5 мес.).

«Так оказались мы во временной оккупации. Все родные остались за линией фронта».

 

10 месяцев не работал, терпя голод и другие лишения вместе с семьей.

«Похоронил годовалую дочь Екатерину, умершую 2-го августа 1942 г. от болезни желудка после длительного недоедания» (Анкета 1945г.).

Запись без даты: «Катя Поведская умерла после перенесенных голода и холода 1941-42 г., в Ильин день 20.07/2.08-1942 (на второй день моего официального открытого служения в церкви села Послова). Похоронена – хутор Степь Золоторевского района Орловской губернии. Родилась в мае 1941г.».

С 19 июля (ст. ст.) 1942 г. начал работать священником в селе Послово Орловской обл. и Орловского р-на (сан священника я имел с осени 1938 г., но никогда таковым не работал, оставаясь, как выше сказано, до оккупации работником завода).

Запись без даты: «Праздник Иконы Казанской Божией Матери – в этот день всей нашей семье поворот к лучшему (спаслись от голодной смерти)».

Неосторожность в словах, сказанных, как я думал, в надежном месте, в которых я выражал отрицательное отношение к репрессиям и казням евреев немцами, а также к их безжалостному отношению к пленным, привело к аресту меня в сентябре 1942 г. оккупационными властями.

Запись без даты: «В это время (в сентябре - Анкета 1945г.) я был однажды на 3 дня арестован полицией, как оказалось, по поводу как-то высказанного мною недоумения, как можно совместить веру в Бога с жестокостями по отношению к евреям и нашим пленным. Так, по крайней мере, мне было сказано о причине ареста следователем при выпуске меня из-под ареста. Я же сам не знал ее…»

Благодаря случайности (вычеркнуто) был оправдан следователем и начальником русской полиции и не передан в Гестапо, а вернулся в с. Послово продолжать службу священником. 3-го июня 1943 г. при бомбежке сгорел мой шестилетний сын Николай.

24 (11) июля 1943 г. вместе с населением был угнан отступающими немцами. Шли пешком более месяца я, жена, 2 дочери и четырехлетний сын Серафим (убитый потом в Таллине в 1958 г.). Были во временных лагерях (Почеп и Синезерки) и 28 авг. 1943 г. поездом были привезены в лагерь Клоога, ЭССР. Опять по какому-то подозрению я с семьей был переведен в барак №12 лагеря Пылькюла, находившийся под особым надзором и в изоляции от других бараков. И лишь в ноябре по хлопотам Таллинского духовенства я был освобожден и перевезен в Таллин, где был приписан к Никольской церкви (по ул. Вене).

Обслуживал православных при фабриках Фосфорит и Ситцевая (Анкета 1945г.).

В январе 1944 г. был назначен настоятелем прихода Ситси-Таллин (ныне храм Скорбящей Божией Матери в Копли). Там работал до назначения 24 сент. 1947 г. в Подворье Пюхтицкого монастыря в Таллине. Некоторое время (около 2-х лет) обслуживал эти 2 храма, но затем с назначением протоиерея Михаила Рауда на приход Ситси-Таллин я обслуживал лишь храм Подворья, до момента его закрытия в 1959-м году.

Храм был снесен по решению горисполкома в январе 1960 года. Ныне на его месте находится цветочный магазин.

С 3/Х 1959 года я был назначен на занимаемую ныне должность настоятеля Никольского храма (по ул. Вене).

По гимназии знаком был с латинским, немецким и французским языками, но переводить теперь могу лишь со словарем, да и то с большим трудом.

К судебной ответственности не привлекался. За границей не был. На гражданской службе в настоящее время не работаю.

10 июля 68 г. В. Поведский.

Члены семьи: жена Надежда Георгиевна урожденная Зубкова (1900-1983), дочь Любовь (1932-2006), дочь Татьяна (1934-1997), сын Серафим (1939-1958), сын Николай (1937-1943), дочь Екатерина (1941-1942).

 

 

 

^

наверх

© Православное Издательское Общество Священномученика Исидора Юрьевского

Таллин 2015