Таллинский пастырь
Протоиерей Валерий Поведский

Пассия. О Кресте. 1959 г.

 

Крест Христов есть «мерило праведное», т.е. правильные весы, для двух распятых разбойников, висевших на крестах одновременно с Господом по правую и левую сторону от Него.

Для одного крест явился силой, облегчающей  тяжесть душевного его состояния, а для другого – силой, увеличивающей эту греховную тяжесть.

Эта мысль выражена в чтении, положенном в конце 9-го часа, где мы слышим следующее: «Посреди двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготой хуления; другому легчащуся от прегрешений к познанию богословия: Христе Боже, слава Тебе».

Таким образом, для одного силой, «низводящей во ад», была «тягота хуления», а для другого силой, возводящей «к познанию» во Христе «Бога-Слова», было самоукорение и признание Христа – Богом.

Эту мысль, что Крест Христов является весами, «мерилом праведным», св. Церковь выражает и в способе устройства креста восьмиконечного, который принят для почитания и поклонения наравне с четырехконечным.

Четырехконечный устроен из вертикального бруса, на котором помещались голова, тело и ноги Спасителя, и из горизонтального, на котором Спаситель распростер Свои пречистыя руки, принимая в свои объятия все народы и каждого человека, идущего к Нему с открытым сердцем.

В восьмиконечном Кресте мы видим еще две перекладины, меньшие по величине – одну вверху, горизонтальную, а другую внизу, наклонную.

На верхней видим буквы I.Н.Ц.I. – это начальные буквы надписи, бывшей над распятым Господом: «Иисус Назорей Царь Иудейский». Это написано было, в чем обвинялся Господь Иисус. Иудеям было неприятно такое надписание, ибо это значило, что они собственными руками предали своего Царя, когда кричали, что нет у них царя кроме Кесаря. И они просили Пилата поправить и написать, что это Он говорил, что Он Царь Иудейский (см. Ин 19.21). И осталась эта надпись на вечное посрамление иудеям, предавшим своего Царя.

А вот нижний брус, изображаемый под ногами Спасителя, видим наклоненным. Правый его конец (по правую руку от Спасителя) поднят вверх, левый (по левую руку от Спасителя) опущен вниз. Вот этот брус и изображает весы, на одной чаше которых были грехи одного разбойника, а на другой – другого. И эти весы колебались вначале, не зная, куда склониться. У каждого из разбойников грехов было так много, что можно было считать их равными по весу.

Но вот, в момент, когда земля стала колебаться, сотрясаться от ужаса совершавшегося, когда ее Творец, поддерживающий ее бытие Своим Словом, Своими законами, оказался повешенным на кресте между двумя разбойниками, вот в это самое время крестные весы решительно подняли свой правый от Спасителя конец вверх, а левый опустили вниз и больше не колебались.

Как же это случилось, что когда земля была спокойна, весы колебались, а когда земля затряслась так, что колебались здания и этот величественный Xрам Иерусалимский, весы без колебаний остановились в наклонном положении?

Нам, слушающим и читающим Св. Евангелие, известно, как это случилось. Господь увидел, как разбойник возлюбил Его, как смиренно и без всяких требований чего-либо за свою любовь возлюбил... И простил ему Господь грехи его многие за то, что он возлюбил много, и даровал ему первому рай и участие со святыми. Днесь со Мною будеши в раю (Лк 23.43), – сказал Господь и дал ему то, чего не ожидал разбойник – дал Он ему рай.

Другой же разбойник не нашел Истины, он не увидел в Господе Иисусе Бога. В ожесточении он слал проклятия всему и всем – и Тому, Кто объявил Себя Сыном Божиим, а висит тоже на кресте, как и он. «Если ты Сын Божий, сойди со креста и нас сними!» Какой Ты рай обещаешь моему сотоварищу-разбойнику, сам вися на кресте? И ругательства, и хула вырывались из уст его по отношению к Невинному Страдальцу...

И вот, чаши весов крестных пошли одна вверх, другая вниз. Земля колебалась, а весы упорно остановились одним концом к раю, другим к аду, вместе с одним, идущим в рай, и другим, идущим в ад.

В лице двух разбойников изображен суд над всем человечеством.

Знамение Крестное предыдет, по Слову Божию, распятому и воскресшему и возшедшему на небеса и седящему одесную Отца и паки грядущему со славою судить живых и мертвых Господу Иисусу Xристу. Все мы имеем свои кресты, но только праведники и невинные младенцы в своих страданиях (а так же и мы, когда невинно страдаем) причастны невинным страданиям Господа и, так сказать, вместе с Ним пригвождены к Его Кресту. Грешные же (а значит и мы, когда страдаем за грехи свои) пригвождены к своим крестам, как разбойники.

Будем же и мы благоразумными разбойниками, последуем в рай тем же путем веры, покаяния, сокрушения о грехах, смирения и молитвы к Господу, каким вошел в него этот благоразумный разбойник. Помолимся с ним к Распятому последними словами приведенного выше тропаря: «Вся терпяй, помяни нас Господи во Царствии Твоем». Аминь.

 

 

 

^

наверх

© Православное Издательское Общество Священномученика Исидора Юрьевского

Таллин 2015