Таллинский пастырь
Протоиерей Валерий Поведский

Рождественская проповедь. (Звукозапись)

 

... Святые отцы уподобляют нынешнее событие, что Бог сделался человеком, что Бог так близко приблизился к человеку – называют это лобзанием Божиим человека. И берут притчу, которую сказал Иисус Христос – о блудном сыне. И вот, когда блудный сын вернулся к отцу, тот его обнял и целовал, и дал ему лучшую одежду. Потом веселились все за трапезой. Вот этому моменту уподобляют некоторые отцы и толкователи Рождество Христово.

Человек удалился от Бога и погибал, но милость Божия ждала покаяния человека. И так как среди людей, начиная с Адама и Евы, которые много плакали о том, чего они лишились, многие праведники, пожившие в ветхом веке, оплакивали состояние свое и близких им людей, – вот видя это покаяние, Господь вышел навстречу человеку, и воплощение Его совершило это лобзание душ. Господь совершил великое дело, что в Его лице, в лице Господа Иисуса Христа, как бы создался новый Адам.

Как от ветхого Адама мы все с вами получили в наследие грех и склонность к греху, так от Господа через веру и приобщение к Нему мы получаем освящение и исправление и возведение нас в сыновство – в сыновство Божие по причастию Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. Мы делаемся и сами сынами Божиими, и Господь наш говорит: «Отец наш» – Отче наш иже еси на небесех… (Мф 6.9) Но и в этой молитве, в которой мы просим, чтобы воля Божия совершалась на земле как на небе, мы просим о прощении своих грехов и говорим: …и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим (Мф 6.12). Когда хотим быть среди сынов Божиих, то нам необходимо, следовательно, помнить вот это прошение молитвы Господней – что и мы сами тоже должны научиться прощать всем нашим должникам. Тогда и у нас в нашем сердце будет мир – будет мир, который сегодня воспели ангелы: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (Лк 2.14).

Пусть же этот праздник покажет нам тот путь смирения, на котором в убогом вертепе родился Господь, и тот путь смирения, которым Он прошел в этой жизни. И пусть Его молитва на кресте за врагов – Отче, остави им, не ведят бо что творят (Лк 23.34), – пускай и для нас будет это научением, примером, как и мы должны поступать по отношению ко всем, которые к нам враждебно относятся. Мы тоже за них должны молиться и говорить: …не ведят бо что творят. И тогда мир Божий, который, по Апостолу, превыше всякого ума, наполнит наше сердце. И тогда после искушений, которые мы здесь испытываем, – искушений в гневе, раздражении и вражде, – этот мир будет гораздо сладостней, чем это было до того, пока мы не испытали состояние греховности. И святые отцы говорят, что человек после грехопадения, вследствие сошествия Сына Божия на землю, сделался выше, чем первый Адам, потому что он, как вот и Патриарх Святейший пишет, – он призван к обожению, чтобы самому сделаться подобным Богу, сделаться, можно сказать, Богом, сделаться сыном Божиим по усыновлению. И таким образом, человек хотя и упал, но благодаря пришествию Господа Иисуса Христа на землю он восшел выше, чем Адам. Тот был в раю, Господь же, сойдя с неба, возводит и нас на небо, если только мы последуем по Его стопам – по стопам Того, Который сказал: Я есмь Путь и Истина и Жизнь. Аминь.

 

 

^

наверх

© Православное Издательское Общество Священномученика Исидора Юрьевского

Таллин 2015