Таллинский пастырь
Протоиерей Валерий Поведский

Слова из проповедей и бесед о. Валерия, собранные его духовными чадами (запись Лидии Георгиевны Сепханс).

 

Умножь молитву (если она сама пришла к тебе); может быть, она (такое молитвенное настроение, когда так легко и хорошо на душе) уже никогда не вернется (Св. Иоанн Лествичник).

 

Путь к совершенству – не сразу, а постепенно – по ступенькам, через борьбу с собой, со своими страстями.

 

Плач – скорбь по Бозе. (Св. Авва Дорофей).

 

Не напрасна та любовь, которая так плачет при разлуке.

 

Великий плач о своих грехах и биение в грудь (у наших ближних) далеко не всегда видно, а творится этот великий плач втайне, и видит его только один Господь Бог.

А мы только осуждаем, видим все одно плохое, а часто и то, чего вообще и нет на самом деле (Воскресенье «о мытаре и фарисее», 30 янв. 1966).

 

Святые подвижники боялись, очень боялись тщеславия, человеческой славы.

 

Начало и конец нашего спасения – это смирение.

 

Адам хотел сравниться с Богом, хотел сам стать Богом: гордость, первопричина всех наших зол. Нет, наверное, человека без гордости. Но и тот, которому даже удалось выкорчевать из себя эту гордость, считает себя все же грешником великим и имеющим в себе гордость.

 

Надо жалеть тех, кто грешит, уговаривать их не грешить.

 

Только при искреннейшем покаянии можно увидеть Господа своими духовными очами.

 

Не с подвигов разных и добрых дел, а с покаяния надо начать пост.

 

Христе, Свете Истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир...

Свет – источник, кладезь живой воды, – есть в каждом человеке.

Мы этот кладезь засыпаем. Поэтому должно быть:

1) непрестанное покаяние;

2) борьба с грехом;

и

3) исполнение заповедей Господних.

Совесть – голос Божий. Кто засыпает в себе совесть, тот теряет понятие о своих грехах перед Господом, да и перед людьми.

Если в горячем покаянии из-под спуда освобождается эта наша засыпанная совесть, то она начинает громко говорить.

 

Господь прощает всякий грех, если искренне покаешься.

 

Кто злопамятствует, тот крепко хранит (сохраняет) свои грехи – даже те, которые уже прощены, и все грехи еще не прощенные (Св. Иоанн Лествичник).

 

Кто памятозлобствует, тот одержим злыми духами (Св. преп. Силуан).

 

«Смирен сердцем» - это единственный рецепт от всех наших недугов (Св. Авва Дорофей).

 

Между Богом и мытарем не было расстояния: для мытаря не существовало на свете ничего кроме его души и Бога.

 

Сознание своей нищеты (нищие духом) и худобы и есть смирение.

 

Только Господь истинный судья каждой души.

 

Каждый возносящий себя (и уничижающий ближнего) смирен будет от Господа, а смиряющий себя вознесен будет Господом.

 

Печаль по Бозе неминуемо приведет к покаянию.

 

Мы виноваты даже перед собой, ибо до неузнаваемости исказили свою душу – а к чему призвана душа наша! Сколько прилипло мерзости и грязи за жизнь к нашей душе, и уже никогда, никогда не стать ей опять такой, какой она была в детстве и какой она должна быть!

 

Надо ходить перед Господом, а не перед людьми (4/5 апреля 1969, на исповеди).

 

Самая сильная проповедь – жизнь по заповедям Господним.

 

Все, что мы здесь, на земле делаем – отнимется у нас. Останется только любовь – единое на потребу. Любовь, соединенная с верой в Бога.

 

Вся тварь стенает и мучится (Рим 8.22) (пример: свиньи, бросившиеся с крутизны в море).

(Св. Евангелие о двух исцеленных бесноватых. Воскресенье, 6 июля 1969).

 

«Не нам, не нам, но Имени Твоему» – надпись на медали по поводу победы в первую Великую Отечественную войну – 1812 г.

 

Кутузов молился усердно и горячо перед Иконой Смоленской Божией Матери – перед Бородинским боем. Он возлагал всю надежду и упование только на Господа и Пресвятую Богородицу. Перед этой Иконой Кутузов молился в смирении – сняв все свои ордена. (Канун Праздника 20 июля 1969).

 

Праздник Иконы Казанской Божией Матери – в этот день всей нашей семье поворот к лучшему (спаслись от голодной смерти).

 

Крест нести надо, не сбрасывая его с плеч, терпеливо, без ропота.

 

…а для нас, призванных, Крест – Божия мудрость и сила. (28 сент. 1967)

 

Для восхождения на гору нашего преображения и дана нам жизнь.

 

Для чего дана нам жизнь? Чтобы обрести дух смирения Христа. (20 июня 67)

 

Здесь спострадаем Христу, а там спрославимся вместе с Ним. Аминь.

 

Вера недоказуема, а зависит от желания или нежелания верить. Человек, который тянется к добру, он тем самым тянется к Свету, к вере; а боящийся обличения Светом своих злых дел не желает верить, и все подтверждающее веру он искажает всячески, дабы оправдать и обосновать свое неверие. (28 сент. 1967, Литургия. Четверг.)

 

Зажженный светильник перед Иконой Святого возставляет его на молитву за нас Там (Явление Св. Марфы).

 

Один святой долго подвизался. Когда его спросили – каков был этот путь к блаженной жизни, он ответил: самоукорение.

 

Благоухание смирения Иисуса Христа…

 

Смирение божественно. (Св. Иоанн Лествичник).

 

Сладчайшее смирение. Его невозможно описать на человеческом языке, его можно только почувствовать… и можно ему научиться. Если мы просим у Господа сердца смиренного и сокрушенного, то Господь и посылает нам искушения для этого (в виде оскорблений от людей, даже незаслуженных). Св. Отцы говорят: если мы просим смирения, то мы просим оскорблений – без этого искушения не научимся. (Литургия 29 марта 1969)

 

Смирение (смиренный) не обижается («Я не того еще стою!») (беседа дома у о. Валерия, 5 мая 1969).

 

Если оскорбляемся, обижаемся – это гордость!

Мысль: не этого еще стою! – и не будет обиды и оскорбления в душе.

 

Сказал тебе кто что обидное, а ты почувствуй, что ты не только этого достоин, а еще куда большего – это смирение.

 

Никто не виноват из людей (оскорбляющих, обижающих). – Это Господь нам посылает через них испытание, если мы желаем научиться смирению. А это возможно, именно – научиться! Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф 11.29).

 

У святых нет соперничества.

 

Если я обижаюсь и оскорбляюсь тем, что мне сказали или сделали, то, значит, я считала себя лучше, не заслуживающей случившегося – гордость!

 

Покров Пресвятой Богородицы.

… бочка в келии монаха… слова старца: «Брат, подумай о своей душе…»

Внешней строгостью и грозными мерами невозможно воздействовать на душу человека, умягчить, перевоспитать ее; это может сделать только и только любовь!

Господь наш Иисус Христос на кресте. Покров Пресвятой Богородицы (любовь все покрывает (1Кор 13.7)). И старец покрыл любовью…

Все – только любовь!

Каждый человек неповторим в своей индивидуальности, в своей особенности. Абсолютно в каждом человеке есть что-нибудь прекрасное!

Будем стараться покрывать (как-то стараться оправдать, найти объяснение их поступкам) тех, кто ошибся, согрешил – и не только в глазах наших ближних, но и в наших собственных глазах. (Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 окт. 1969)

 

Святые Отцы говорят, что даже только пинок шутки ради уже разрушает духовную жизнь. (14 окт. 69)

 

О, доброе неверие Фомино! (Церковная служба) (18 окт. 1969, Суббота, вечер).

 

Одинок и угрюм был Апостол Фома.

Его слова: Пойдем и мы умрем с Ним (Ин 11.16) (18 окт. 69).

 

Доброе неверие (Св. Ап. Фома) – человек очень мучается этим состоянием, когда приходят (навязываются) какие-то сомнения – ему очень, очень тяжело! Но это как бы не от человека самого исходит, а приходит к человеку извне. И тогда надо только сказать: «Не соизволяю! Отойди от меня, сатана». И наступит мир в душе.

 

Недоброе неверие:

Когда к человеку приходят сомнения – в это время ему очень тяжело, но стоит ему только склониться в сторону полного неверия, как ему начинает казаться, что ему очень легко – для него не существует больше никакой ответственности!

По этим симптомам мы имеем возможность проверить себя: доброе ли у нас неверие, или недоброе. (Воскресенье, 19 окт. 1969)

 

Не гневайся, но и не прогневляй.

 

Любовь – всеобъемлющая добродетель.

Смирение, молитва и т.д. – частные добродетели.

Подход к любви может быть только через смирение, самоукорение, кротость.

 

Келия высит, люди искушают. (Авва Дорофей)

 

Пройти через горнило общежития.

 

Уединение (келия) высит (в наших собственных глазах), люди искушают (и это хорошо). (1 февр. 1970)

 

Мы имеем большое преимущество – жить в миру, среди искушений, быть искушаемыми от людей. (1 февр. 1970)

 

Святитель Трифиллий обладал даром слова, говорил хорошо, красиво.

1. На обеде восхищался красотою всего, благоустройством;

2. В поле восхищался красотой природы и места (не для себя, правда – для обители, для общины);

3. Слова Спасителя возьми одр твой и иди (Мф 9.6) Святитель Трифиллий произнес так: «возьми ложе твое и иди». – Тут же при всех Свят. Спиридон (учитель Свят. Трефилия) сказал ему: «Неужели ты лучше Иисуса Христа, что стыдишься повторить точные слова Спасителя?» - и сразу же ушел.

Эти уроки не прошли даром для Святителя Трефилия, он обрел полное смиренномудрие и стал святым. (Среда, вечер 25 июня 1969, Акафист Святителю Николаю).

 

Все, что писал Св. Дмитрий Ростовский – Житие Святых – (20 лет работал над этим Трудом) – было внушено ему Духом Святым.

 

Валаамские старцы.

Их вера нехитростна, как у детей!

Дети не искусны в Богословии.

Можно быть искусным в Богословии, а жизнь будет идти своим чередом.

Истинное Богословие в опыте.

Старцы (схимники):

о. Лука,

о. Борис, в схиме о. Николай.

Когда их выгоняли с Валаама, он – о. Николай – как и другие Отцы – сохранил полный покой духа, полагаясь всецело на Промысел и Благодать Божию! (по-детски веруя!) При выгоне один из них взял с собой только Святую Икону, книжечку духовного содержания – и довлеет!

Эти отцы умеют ласково и просто утешать! – «Милый ты мой, взял бы тебя живым на небо!»

Отец Памва родился мертвым, всю жизнь был хиленьким, но к врачам не обращался.

Клал каждый день три земных поклона и пил Святую Воду.

Прожил больше 90 лет.

На все воля Божия!

 

Парастас – чтобы обновить Благодать Святого Духа и в нас, и в ушедших отцех и братиях (Пятница, 30 мая 1968).

 

Жизнь наша здесь – испытание нашего сердца (1 февр. 1970).

 

Скверна – это гордость и тщеславие (1 февр. 1970).

 

Самоукорение! – и уходит всякое возмущение, и сразу же наступает сокрушение о своих грехах (1 февр. 1970).

 

Если испытать себя перед Господом со страхом, то всегда найдешь себя виноватым (Св. Авва Дорофей).

 

В многословии рождается единословие (О молитве - Св. Феофан Затворник) (10 марта 1970).

 

Царствие Божие нудится.

 

 

^

наверх

© Православное Издательское Общество Священномученика Исидора Юрьевского

Таллин 2015