Таллинский пастырь
Протоиерей Валерий Поведский

Слово при начале служения в Никольском храме на ул. Вене.

11 октября  1959 г. Воскресенье, прп. Харитона Исповедника.

 

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие слушатели, дорогие братья и сестры! Вступаю в сей святой Храм с главным приделом свт. Николая и малым  приделом Успения Божией Матери при обстоятельствах скорбных для общины, так неожиданно лишившейся настоятеля, вступаю не один, но со своей семьей духовной, которую окормлял вот уже 12 лет, и тоже скорбящей по поводу лишения (утраты) привычной богослужебной обстановки своего Храма.

Скорбь первых умеряется тем, что они молятся в своем Храме. Скорбь вторых до некоторой степени  умеряется надеждой, что они, пожелавшие не разлучаться со мной, найдут приют в этом святом Храме. Но как те, так и другие должны искать врачество от скорби более действительное, которое заключается в возведении своего духовного взора к Богу, воля Которого попустительная или благая всегда исполняется.

Благой воле Божией мы должны содействовать. Попустительной же воле Божией хотя мы и не должны содействовать, но принимать ее со смирением, как Спаситель Свое распятие, Свои страдания, которые Он называл чашей и просил Отца Своего Небесного о том, чтобы миновала Его эта чаша страданий и крестной смерти. Он старался остановить Иуду от предательства, кротко обличал его на вечери. Он хотел обличением пришедших взять Его в Гефсиманию привести их в чувство того, что они творят темное дело, и, следовательно, остановить их, если бы они послушались голоса совести. И вообще все время Спаситель взывал к совести врагов Своих и таким образом (пытался) остановить их от злодеяния по отношению к Нему.

Таким образом, Спаситель воле Божией попустительной не содействовал. То есть, Он не побуждал иудеев убить Его. Он не содействовал попустительной воле Отца Небесного, воле Божией, но мы знаем, что получилось, когда совершилась эта попустительная воля Божия, допустившая, чтобы Сын Божий умер позорной смертью на кресте. Мы знаем, что Крест Христов сокрушил «медные врата адовы» и соделал возможным всем избежать из него. Знаем, что Крест Христов спас нас «от работы вражия», т.е. от порабощения диаволу, «спас нас от греха, проклятия и смерти». При исполнении этой попустительной воли Божией исполнилось слово Писания, что и враги Твои работают Тебе (Втор 33.29). Воистину враги Христовы оказались соработающими делу Его, делу нашего спасения. И их вдохновитель оказался неожиданно для себя пораженным  Крестным оружием.

Относительно исполнения благой воли Божией, которая направляется к нашему миру, взаимной любви, здравию и спасению, говорить не приходится. Понятно, что мы должны содействовать всему направляемому к этой цели, как и Господь, Который, живя на земли, никого из людей и врагов Своих не поразил ни болезнью, ни смертью, ни каким-либо другим наказанием, но исцелял всякую болезнь и всякую язву в людях (Мф 9.35). Даже врагам Своим благотворил – например, исцелил   в Гефсиманском саду того, которому ап. Петр отсек ухо. При чем остановил Петра противиться силой (мечем) исполнению над Ним попустительной воли Божией, как об этом говорили.

Итак, видим, что, с одной стороны, всегда во всех самомалейших случаях Бог не перестает действовать, попуская выявиться свободной воле человеческой, попуская и всей твари страдать, а не только человеку. Попуская, чтобы смерть действовала и поражала и людей, и все живое. Так что и самая малая птичка умирает не без воли Божией.

С другой стороны, уже видим отчасти, как непонятное для нас попущение Богом зла сообщает нам величайшие блага. Так было со смертью Спасителя, как мы об этом сказали выше.

Зная все это – зная, что Господь глубиною мудрости и человеколюбно все строит, – мы к вере в это прибегаем во всех, и самых скорбных в том числе, событиях нашей жизни. Этими именно словами, например, успокаиваем себя при гробах любимых наших и поем «Глубиною мудрости человеколюбно вся строя» и прочее, и вместо надгробного рыдания творим песнь Аллилуиа, т.е. хвалим и призываем хвалить Бога, зная, что Он ошибиться не может. Хотя нашему естественному уму бывают часто совсем непонятны, а сердцу поэтому весьма прискорбны такие случаи, например, как смерть близких.

Так именно должны мы, взирая очами веры, а не своего помраченного в большинстве случаев ума, с благодарением принимать все скорбное в нашей жизни.

В этом повторении самому себе этой истины, что все происходит по воле Бога, строящего все глубиною мудрости, и есть средство находить врачество от всякой скорби. Итак, будем принимать это врачество от скорби и в данный момент.

Это будет тот один талант, о котором мы сегодня слышали в притче прочтенного Евангелия. Не спрячем его в землю, не скроем, но взяв этот щит веры, отразим все стрелы лукавого.

И второй талант дан нам с вами. Об этом воспели ангелы в ночь Рождества Христова словами: Слава в вышних Богу и на земли мир (Лк 2.14). – Мир человека с Богом, мир человека с человеком.

Этот мир и есть то, к чему мы призваны. К миру призвал нас Господь (1Кор 7.15), – говорит Апостол.

Этот мир и покой наш заключается в вере в Господа Иисуса Христа, в последовании Его кротости и смирению.

Будем возделывать и этот дар Божий, и этот талант. Поменьше взаимной критики и осуждения. Не будем скоры на гнев, взаимные укоризны,  но с любовью да терпим и долготерпим друг друга. Не будем взаимно подозрительными, будем возделывать в себе этот величайший талант мира.

Поучимся у Господа кротости и смирению и будем приобретать еще один талант – покой душам нашим. Будем знать, что немирное состояние души, смущения и возмущения есть признаки уклонения от правого пути. И неправость эту мы должны искать не в других, а главным образом и в первую очередь в самих себе.

Всегда полезно напоминать самому себе слова Спасителя: Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь… (Мф 7.3) Аминь.

 

 

^

наверх

© Православное Издательское Общество Священномученика Исидора Юрьевского

Таллин 2015