Таллинский пастырь
Протоиерей Валерий Поведский

Слово прощальное при оставлении Введенского храма Пюхтицкого подворья в Таллине 4 октября 1959 г., в неделю по Воздвижении, в отдание сего Праздника.

 

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, когда еще пред нами предлежит честный и животворящий Крест Господень, я с вами, дорогие слушатели, дорогие чада мои духовные,  дорогие друзья мои, держу в этом святом Храме последнее слово ввиду перевода моего в соседний с нашим Храм Святителя Николая! Это последнее обстоятельство может служить для нас с вами, которые сблизились в некую духовную семью в этом святом Храме, утешением. Ибо если Бог благословит и живы будем, мы сможем вместе молиться, войдя в другую семью, в другой молитвенный Храм. Это смягчит скорбь.

Если некоторые по какой-либо причине будут, за отсутствием священника, а следовательно и богослужения в этом родном для нас Храме, ходить в другие Храмы города, то все же и они будут ходить в наши родные православные Храмы. Будем утешаться этим.

Но самое главное утешение как в этом случае, так и во всех скорбных обстоятельствах нашей жизни – это вспомнить о Боге, ибо написано: «помянух Бога и возвеселихся». Это Первопричина всего, ведущая нас ко спасению Своим Божественным Промыслом.

Вспомним о Боге, вспомним о Богочеловеке, Который пред смертью крестной Своей возвел очи Свои к Отцу Небесному и Ему поведал скорбь души Своей, говоря: Аще возможно, да минует Меня чаша сия – и добавил: но не якоже Аз хощу, но якоже Ты, Отче… да будет воля Твоя! (Мф 26.39,42) Хотя Он и в учениках Своих искал поддержки, прося их бодрствовать с Ним в молитве, но они уснули от печали. Следовательно, Он поддержки у людей не нашел, а нашел ее в молитве до пота кровавого, когда Ангел Господень был послан, чтобы укрепить человеческую природу Богочеловека. Вот где искал и нашел подкрепление в скорби Сын Человеческий, оставив и нам пример искать поддержки у Отца Небесного во всех скорбных обстоятельствах земной нашей жизни, припадать пред Ним, пред Пречистой Его Матерью, пред святыми угодниками Его, изливая скорбь свою и прибавляя: «Да будет воля Твоя».

Пред крестной смертью Своей стоял Сын Человеческий пред Пилатом правителем на допросе и молчал. Мне ли не отвечаешь? – сказал Пилат, – Разве не знаешь, что я имею власть распять Тебя или отпустить? – Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше (Ин 19.10-11) – отвечает Сын Человеческий, Господь наш Иисус Христос.

Опять видим здесь, что Спаситель наш не только Сам имеет очи духовные возведенными к Отцу Небесному, как к Тому, без воли Которого ничего не совершается, но и Пилата старается возвести к Истинному пониманию жизни, к пониманию того, что без воли Божией ничего бы Пилат не мог с Ним сделать, и в Боге нужно искать Первопричину всего совершающегося. Мы с вами часто это забываем и ищем помощи там, где найти ее невозможно. Если бы мы постоянно обращались к Богу и Его Слову, то мы бы понимали, что беды нас постигают за нераскаянность нашу. И при этом беды постигают не обязательно тех, кто больше других согрешил.

Однажды Господь сказал: Думаете ли вы, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их (или те Галилеяне, которых кровь Пилат смешал с жертвами их), были виновнее всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам! Но если не покаетесь, все так же погибнете (Лк 13.4).

Вот, здесь Господь опять смотрит не на вторые или третьи причины, которые всегда есть, но на Первую Причину – Бога, Который попустил для уврачевания душ, для возбуждения в них покаяния, трагическую смерть некоторых, нисколько не худших, чем другие, оставшиеся жить и долгоденствовать. Для спасения тех и других – допустил это.

Дорогие друзья! Какие бы ни были причины того, что мы должны в данный момент лишиться возможности собираться для молитвы в этом чудном  и родном для нас Храме, мы должны знать, что вторые и третьи причины не стали бы действовать, если бы не позволила того Первопричина – Бог.

Какими бы ни были те благие цели, в жертву которым приносится возможность нашей молитвенной семьи собираться под кровом сего святого Храма, под покровом Пресвятыя Богородицы и святых сего Храма, нами это переживается как великая утрата, как большая скорбь.

Однако из вышеприведенного изречения Господа о 18-ти погибших под башней и о избиенных галилеянах мы можем почерпнуть много утешительного, обнадеживающего, если его применим к себе.

Нанося нам эту скорбь, Господь подвизает нас на покаяние. Подвизает к покаянию и всех, всю Церковь Свою. Возблагодарим Господа, что, долготерпя, оставляет нам время на покаяние. Начнем это покаяние словами благоразумного разбойника, скажем: «достойное по грехам нашим восприемлем». Будем это покаяние усиливать и продолжать, будем стучать покаянием в двери милосердия Божия, да продолжит Он милость Свою к нам. Да даст нам до конца дней наших посещать Храмы Его святые и приносить мольбу и благодарение за Жертву, Которую Господь принес на алтаре крестном.

Поклонимся же пока еще в этом святом Храме Кресту Его честному. Восплачемся пред Пречистой Девой Богородицей, Которую мы так много оскорбляли всякой нечистотой своей, испросим прощения и у святых Храма сего, у святителя Димитрия, память которого ныне совершаем. Испрашивая прощения, облобызаем иконы Храма. Простим и друг другу все, чтобы с миром Христовым выйти из Храма сего. С миром изыдем о Имени Господнем! Будем помнить, что всякое возмущение, даже смущение, не обретается в числе добродетелей. Как при гробе близкого умершего разрешаем плакать, но запрещаем роптать и возмущаться, так и сейчас разрешаю плакать, но тихо и смиренно! Как гроб близкого собирает и часто примиряет враждовавших, так это прощание с Храмом да примирит всех нас. С миром изыдем и с миром и покаянием пойдем в другой Храм.

Если этот Храм нас сблизил друг с другом, то мы имеем возможность поддерживать (и впредь) это молитвенное общение. Ведь Храм св. Николая близко отсюда. Итак, не скорбим сверх меры и, помолившись еще и простившись, с миром изыдем о Имени Господнем! Будем помнить, что мир душевный можно сохранить, лишь помня о Боге, о Его всеблагом Промысле, о Его Всемогуществе и о том, что без Его святой воли и птичка малая не упадет мертвой.

Итак, оставляя сей Храм с упованием на предстательство о нем Пречистой Девы Богородицы и святых Храма сего , будем поминать строителей, благотворителей, послуживших, потрудившихся в Храме сем, да встретимся, когда для каждого из нас отпадет нужда в храмах земных, в радости в Храме Небесном, где «празднующих глас непрестанный и неизреченная  сладость зрящих лица Божия доброту неизреченную».

Аминь.

Простите меня, дорогие, грешного.

 

 

^

наверх

© Православное Издательское Общество Священномученика Исидора Юрьевского

Таллин 2015